Перейти на мобільну версію сайту


19.01.2018

ЯСІНСКИЙ ПРО ВИСОЦЬКОГО

В-Висоцький-125 січня виповнилося б 80 років видатному поету, композитору, співаку, актору, символу епохи 70-их Володимиру Висоцькому. З ним пересікався в роботі, товаришував наш кам’янчанин, кінорежисер Одеської кіностудії Петро Ясінський, відомий кінострічками «Я сын трудового народа», «Колесо истории», «Дежа вю». Ось що він пише про Висоцького.

«Дорогие читатели, если б Вы только знали, как непросто в газетной статье написать хоть чуточку полнокровно о Высоцком. Вы бы посочувствовали мне.

Я с ним познакомился в 1966 году. Тогда Высоцкий ещё не был Высоцким, каким он стал в последствии. А приехал Володя на съемки в Одессу, на мою родную киностудию, к ещё совершенно неизвестному режиссеру Станиславу Говорухину. В последствии его на студии называли Славой. Говорухин свежеиспеченный выпускник ВВИКа приехал снимать фильм «Вертикаль». И снимал Говорухин со своим однокурсником Борисом Дуровым. Мы на студии подумывали, наверное, не уверен в своих силах. Но вскоре мы увидели другую картину. Говорухин практически полностью руководил съемками. Будучи студентом, Говорухин познакомился с Высоцким и пригласил его на съемки, решив приукрасить фильм песнями Володи, дав ему свободу в творчестве, и не ошибся.

Я вкратце напишу несколько эпизодов по жизни Володи. Кстати, мы его после фильма очень полюбили и всегда и везде к нему обращались Володя. Его творческий путь был очень непростым. У него был друг со школьной скамьи Игорь Кохановский, с которым не разлучались до конца его дней. Юрий Визбор мне говорил, что это был его по настоящему единственный друг. А в основном все примазывались к его славе и популярности.

В-ВертикальТак вот с Игорем, по настоянию родителей, они поступили в строительный институт, но Володя был пленён драматическим искусством ещё со школьной скамьи. И к концу первого курса он уходит из строительного и с первого раза поступает в театральный ВУЗ – школу-студию МХАТ.

Тернистый был путь становления. Не буду вдаваться в подробности. После учебы поменял три театра. В 1961 году написал свою первую публичную песню, научившись игре на гитаре. Кстати, в школьные годы он закончил музыкальную школу, класс фортепиано.

В 1961 году. Володя на съемках знакомится с актрисой Людмилой Абрамовой, с которой и связал свою судьбу. Она через год подарила ему первого сына, а через 2 года в 1964 году родила ему второго сына Никиту. И в этом же году Володя был принят в только что созданный Московский театр на Таганке. И ни один из руководителей театров (им.Пушкина, Миниатюр и даже «Современник»), где работал Володя, не распознали будущую звезду. Но Юрий Любимов стал его крестным отцом. Он его не просто ценил, он его обожал. Мало того ему прощалось многое, что для других артистов было наказуемо. Да, Высоцкий высоко поднял планку только что созданному театру. Билеты на спектакли, где играл Володя, распределялись в Министерстве культуры, такой был спрос. Первый его песенный дебют состоялся в Ленинграде в 1965 году и довольно успешно. Вскоре на сьемках у Говорухина, а это было в горах, на Кавказе, Высоцкий пишет целую вереницу песен для фильма.

Первую написал под впечатлением увиденого. Съемочную группу на вертолетах поднимали в горы, а потом пришлось самим пешком идти, все увидели утес, на котором висел погибший альпинист, то есть его оставили висящим на канате. Находясь под удручающим впечатлением уже ночью Володя сочинил песню: «Если друг оказался вдруг...».

За время нахождения на Кавказе Володя написал около 10 песен. Из них 5 вошли в фильм. О фильме уже давно забыли, а песни Высоцкого живы и по сей день. В последствии Говорухин и Высоцкий много сотрудничали и стали друзьями. Слава любил всегда летом приглашать друзей на море, к себе на дачу. Однажды и Володя оказался на даче. Днем все мы собрались поплавать, а Володя что-то в уголке писал, на море не пошел, а просил его оставить одного. Через несколько часов, за ужином, он нам спел свежесочинённую песню «Баллада о детстве»:

Было время – и были подвалы,
Было время и цены снижали
И текли куда надо каналы
И в конце, куда надо впадали.

Когда Володя сочинял, он много курил, за вечер можно было вынести ведро окурков его любых «Винстон». А был еще эпизод: писали Говорухин и Высоцкий сценарий, Володя собирался снять самостоятельно фильм. Было это в Большево, в доме кинематографистов. Сценарий не клеился, и Говорухин говорит, что пойдет покатается на лыжах, Володя же был рад остаться один. Но попросил рассказать ему о шахматах. У Володи появилась идея. Слава ему популярно объяснил всякие термины, Володя не играл в шахматы. Володя что-то брал на заметку и остался доволен полученной информацией. Сценарий был отброшен, и Володя целый день что-то писал, черкал, потом подбирал мелодию на гитаре, в итоге к вечеру спел песню «Честь шахматной короны». В Москве должен был состояться матч на первенство мира по шахматам между американцем Фишером и Спасским. Вся Москва «гудела» в ожидании этой игры.

Говорухин прослушал песню не с восторгом. Он, как говорится, не догонял. «Поедем со мной, в Киеве у меня завтра три выступления». И вот Володя впервые спел ее на публике. Славе стало стыдно, увидев, что творилось в зале. Стоял гром оваций, публика была в восторге. Люди корчились от смеха, сползали со стульев... Песни проверяются на большой аудитории. И, конечно, песня была больше не о шахматах, а о жизни, о нас с вами.

В-Висоцкий, Влади, БортникПосле «Вертикали» Говорухин снимает фильм о войне с немцами на Кавказе. И снова снимается Володя и пишет песни.

Тематика песен Высоцкого очень разнообразна, но особое место отведено военной теме. 

Сам Володя вырос в семье военных. Все мужское родство принимало участие в войне: отец, дяди, родственники. И сам он говорил, что его поколение – дети войны. Война оставила в его сверстниках и в нем самом неизгладимый шрам. Война это большая беда, которая разорила страну и унесла миллионы жертв. Очень проникновенно написана песня «На братских могилах»:

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигает...
А разве можна без волнения слушать:
Нынче вырвалась словно из плена весна,
По ошибке окликнул его я: Друг, оставь покурить!
А в ответ тишина... Он вчера не вернулся из боя.

И не менее впечатлительны песни о летчиках, спортсменах, рабочих, врачах, студентах, моряках, даже о животных. Володя ни о чем не забыл, и вот в 1967 году в его жизнь вошла Марина Влади – французская актриса русского происхождения. Она уже не та 16-летняя «колдунья», которая явилась к нам с экрана по фильму Куприна. Это была зрелая расцведшая красотой женщина. Володя пленил Марину своей игрой в спектакле «Пугачёв» и, конечно, своими песнями. Когда после спектакля они встретились в гримуборной, Володя в этот же вечер сказал Марине: «Лапочка, будешь моей женой». На что она ответила легкой ухмылкой. Эта встреча должна была произойти, и она произошла. Любовь вспыхнула у обоих, она их связала и обогатила. Это была до зависти красивая любовь. Она длилась до конца Володиных дней, любовь двух талантливых, видающихся артистов и творцов. После смерти Высоцкого Марина написала книгу о Володе, где искренне и правдиво изложила всю правду об их совместной жизни и творчестве Володи. Марина во многом поставила точки. Володя стал расти в своем творчестве, а это вызывало прикрытую зависть. Как жаль, что человек, награжден такими качествами, как любовь и ненависть, доброта и зависть. Марина уже после смерти Володи опубликовала свое видение всего происходящего. В ту пору уже довольно популярные поэты, как Евтушенко и Вознесенский снисходительно улыбались Володе, делая видимость дружеского тона, ничего не сделали чтобы Володю приняли в Союз писателей, чтобы песни Высоцкого были легальными. А тот же драматург Володарский оказался предателем. В театре артисты многие от зависти творили козни, что бы поссорить с Любимовым. Ибо на спектакли Володи были всегда аншлаги, а у них нет. Володя был всегда на авансцене и у всех на виду, а завистники в тени. И так у Высоцкого красавица жена популярная, востребованная актриса Франции Марина Влади. Это тоже не давало покоя завистникам.

О переезде на постоянное место жительства не было и речи. Володе не верили и не выпускали. Как раз хлынула волна выезда из СССР многих представителе культуры. Это были и режиссеры, как Тарковский, и певцы, как Мулерман, актеры, как Крамаров, художники, как Шемякин, а также писатели, музыканты и другие. А Высоцкого родила, растила и учила его Родина. Родная земля была его плодородной почвой. Булат Окуджава, уважавший и любивший Володю, написал:

Говорят, что грешил,
Что до срока свечу погасил,
Как умел, так и жил.
А безгрешных не знает природа.

Был Володя грешен, но почему его изъяны ставили во главу угла. Он за свои 42 года, сумевший написать более 1000 песен, сыграть множество ролей в театре и кино, дал уйму выступлений. А когда он отдыхал? Да никогда! Его рабочий день трудно вообразить. Утром в театре репетиция, затем работа на радио, телевидение или творческие встречи, потом вечером спектакль, бывало ночью вылетает в Ленинград, Киев, Одессу, или куда-то еще. А ночь была совсем не для сна, а для стихов, потому что была тишина, не звонил телефон. 

В-ПугачевА сколько раз давал свои концерты по три, четыре, а то пять в один день. Кто, какой организм это выдержит? А сколько сил, энергии требовалось для игры в «Пугачеве»? На сцене издается неистовый крик, и он полураздетый от пояса до плеч, обмотан цепями. Это вызывает жуткое ощущение. Весь зал в восторге от его необыкновенного и неповторимого голоса. Володя в ролях и исполнении своих песен всегда работал с полной отдачей на всю свою мощь.

Почему я взялся за перо? Да потому что мне чудовищно повезло: 15 лет находиться рядом с Высоцким, общаться, слушать его. Я ничего не знаю о Солженицине, Растроповых, Рихтере, я их видел, и не более. Володя очень прикипел к Одесской киностудии и вообще любил Одессу.

Нельзя переоценить, какую выдающуюся роль сыграла Марина в жизни Высоцкого. Его жизнь качественно изменилась. Марина очень преданно отнеслась к его творчеству, она открыла ему мир, они стали ездить по миру. В паспорте не было места для печати от посещения разных стран.

Первый выезд за границу – были гастроли в Болгарию. Все незнакомое. После первого же спектакля, Высоцкого осыпали цветами, зрители даже проникли в гримерную, дабы получить автограф. Сам глава Болгарии пригласил его на ужин, и Володя после спектакля, усталый не мог отказаться и – пел. Потому что пение было его стихией.

А что касалось поездок по стране, он был везде любимцем публики.

На выезды с Мариной потребовался визовой режим, т.к. поездки к жене в Париж должны быть многократными. И Марине пришлось это проблему взять на себя. Она ищет решения. Она вступает в компартию Франции, т.к. СССР была коммунистической страной. ОВИР – всемогущая организация, которая выдает визы, стала чуть ли не родным домом. Но барьер был взят. Марина и Володя любили путешествия, больше всего на автомобиле.

По приезде в Париж двери дома Марины не закрывались. К ним постоянно приходили друзья, особенно эмигранты и с одной целью – послушать Володю.

Вот расскажу о поездке в США. Марину очень многие в актерском мире знали. Она решила показать Володе Голливуд. Там их встретили продюсер, у которого Марина снималась. У него как раз разгар съемок, но когда он узнал, что Марина с Высоцким, у него загорелись глаза. Потому что он заочно был влюблен в него.

Съемки были остановлены и в павильоне, где шла съемка, соорудили импровизированную сцену для Володи. Он в растерянности, петь для аудитории, где нет русских, вызвало у Володи тревогу. Но Володю окружили с большой теплотой и съемочная группа, и артисты, а это были известнейшие Роберт де Ниро, Лиза Минелли, Рок Хадсон, Пол Ньюмен...

Хозяин положения собрал огромную аудиторию и просит тишины. Он говорит, что сейчас будет петь советский актер, поет, певец с исключительным голосом, композитор. Он так зажигательно говорил, что на лицах у присутствующих появилась улыбка. И Володя, как говориться, пошел с места в карьер, и начинает с песни «Охота на волков». Лица у присутствующих напряженные, а люди на пение все подходят и подходят. От голоса бросает в дрожь, не понимая слов они попадают во власть голоса Володи. После последней песни, стоящие близко Лиза и Роберт кричали: 

– Потрясающе! Великолепно! Невероятно!

Публика сгустилась у Володи, всем захотелось обнять его, пожать руку. Так Высоцкий за час пения завоевал может быть самую трудную публику, состоящую из профессионалов кино, избалованных славой, гораздо больше Володи. 

Подобный прием был везде, а в университете, где изучали русский, был невероятный теплый прием. Аудитория не отпускала Володю, он пел два часа. Ушел со сцены мокрый, пальцы в крови, даже лопнуло две струны.

В Нью-Йорке такое же повторяется. Марина с Володей объездили практически весь мир. Володя безгранично благодарен Марине, ее стараниям. Ведь все расходы она взяла на себя. По приезду в Париж Марина была невероятно загружена, она снималась, работала на телевидение, в театре. Была великолепной хозяйкой, очень вкусно готовила.

Володя чрезмерно любил Марину, но и она в нем души не чаяла. Были у них проблемы, но она их сглаживала, обходила острые углы, была мудрой женщиной.

Слишком рано Володя ушел из жизни. Прожил очень короткою, красивую, но не сладкую жизнь. Но даже мертвый Володя не дал покоя чиновникам. Было отказано в погребение в Москве. Тщетны были старания Марины и друзей. Не было места в земле, где он родился. В Москве захоронения не проводят, лишь в исключительных случаях. Но старанием Кобзона Володю похоронили на Ваганьковском, прямо у входа, куда тисячами постоянно приходят его поклонники, и не только нашей страны, но и с многих стран мира. Директора кладбища, за то, что он дал возможность погребения на этом кладбище, уволили с работы.

Я умру, говорят – мы когда-то всегда умираем.
Съезжу на дармовых, если в спину сподобят ногами, –
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
Не скажу про живых, а покойников мы бережем.

Петр ЯСИНСКИЙ, кинорежиссер,
член Союза кинематографистов.


Теги: спогади про Висоцького

Дивіться також:





Повернення до списку





Реєстрація
Забули пароль?
 
Увійти як користувач:
Увійти як користувач
Ви можете увійти на сайт, якщо ви зареєстровані на одному з цих сервісів:








Меблі

Ексклюзивні вироби з акрилового та кварцового каменю Staron®, Radianz®:
кухонні стільниці, барні стійки, рецепції;
сходи, підвіконня, басейни
Та багато інших елементів інтер’єру за вашими побажаннями
Діють індивідуальні знижки та на кварц - розпродаж!




Наша адреса: 
Україна,
м. Кам'янець-Подільський, 
вул.Соборна, 27.