Перейти на мобільну версію сайту


23.03.2018

ЯСИНСКИЙ О СТУПКЕ

Ступка-1Про видатного митця розповідає відомий кінорежисер, кам’янчанин Павло Ясінський.

– И грустно, и больно на душе, что приходится писать о человеке, которого уже нет с нами. С ним меня связывала многолетняя дружба. Это Богдан Сильвестрович Ступка. Он был и остается великим артистом. 

... Богдан часто приезжал ко мне в Одессу, в основном летом на дачу. Сколько вечеров мы провели за чашкой кофе, сколько было бесед. Театр его пленил, но мечты его юношеские были связаны с врачебной профессией или астрономией. Однако отец его, будучи артистом оперы, пел в Львовском театре оперы и балета, частенько брал сына с собой в театр, на репетиции и спектакли. Богдан с детства видел кропотливый труд артиста. Театр поглощал всецело, а чтоб достичь той высокой школы исполнения, надо до фанатизма любить и быть преданным своей профессии. Богдан подумал и решил, что это ему не подходит. И подался в политехнический институт, но судьба была предначертана – быть артистом. Политехнический не открыл ему свои объятия, и он решил пойти в артисты, но не в оперу, а театр драмы. Начал с азов. Драм театр имени Заньковецкой ему больше лег на душу. Так оканчивает драмстудию при театре (ВУЗ, 1961 г) и до конца дней своих остался в плену драмы.

Однако игрой в театре он не ограничился, его прельщал и кинематограф, который открыл ему свои объятия. Первая роль ему улыбнулась в фильме «Мир хижинам, война дворцам». Дебют состоялся. Вскоре судьба господина кино ему дарит сыграть роль очень сложную и трагическую в фильме «Белая птицы с черной отметиной». Режиссер Юрий Ильенко пишет сценарий с Иваном Мыколайчуком. И естественно, роль Ореста Звонаря Иван выписывал под себя. Судьбу решает Госкино. Ивана не утверждают. Ильенко пошел на риск. На главную роль утвердил Ступку. А риск состоял в том, что Богдан был совсем молодым, неопытным, театрализованным. Ильенко рассказывал, что первое время сьемок было очень мучительным. Ему приходилось все время укрощать театральный пафос Богдана. Ведь кино во многом отличается от театральной игры. В театре надо говорить очень громко, чтобы зритель мог услышать даже на последнем ряду. 

Ступка был послушным исполнителем, на репетициях работал с полной отдачей. К созданию образа Ореста относился одержимо и самозабвенно, впитывая кинематографические законы, что помогло Богдану сыграть остро и выразительно. Талант Ступки был на лицо. В ходе съемок Ступка начал показывать и раскрывать свои артистические данные и уже не казался таким «сырым» артистом. Его темперамент игры, его пластика оказались достойны опытного артиста. Но великолепная игра Богдана на какое-то время оставила за ним шлейф актера отрицательного обаяния.

Аналогичная история произошла в фильме «Самый последний день», где Богдан сыграл великолепно изворотливого и жестокого рецедивиста Валеру. И тут Богдан рассказывал, что заволновался, ибо приглашения были на роли достойные, но отрицательные. Кропотливый труд и отточенная форма, доведенная до совершенства в его желании выразить внутреннее содержание роли, образа стали выводить Ступку в мастера, которые создают образ в гармонии формы и содержания.

По мере своего взросления и становления как артиста, Ступка стал продолжателем лучших традиций корифеев украинского театра и кино – народных артистов Амвросия Бучмы, Марьяна Крушельницкого, Дмитрия Милютенко, Наталии Ужвий… Однако опасениям Богдана не суждено было сбыться, остаться в ранге артиста отрицательного обаяния. Его стали приглашать на роли положительных героев. Так он прекрасно справился с ролью Мыколы Задорожного в драме Ивана Франка «Украденное счастье» – человека сильных страстей, стремящегося достичь высокой цели, борясь за нее, идти до конца, побеждая трудности. Богдан говорил: «Вдохновение в любой работе, время наивысшего взлета человеческих сил, когда задуманное удается. Такое приходит в результате упорного труда». Такое было и в фильме Влада Денисенко «Озарение», где он сыграл роль молодого врача Морозенко.

Востребованность Богдана в театре и кино стала настолько велика, что главный режиссер театра им.Франка Сергей Данченко в 1978 г. пригасил его в Киев, где он прослужил до последних своих дней.

Актерское мастерство Ступки достойно самых высоких похвал. Он стал мастером психологического портрета, умеющего раскрыть глубину человеческой души. В его игре богатейшая гамма – от нежных тонов до резкой контрастности.

СтупкаБогдан всегда трепетно рассказывал о своем ярком эпизоде в творческой судьбе. Это сниматься у великого украинца Сергея Бондарчука. Фильм «Красные колокола» был посвящен американскому писателю Джону Риду. Богдану Сергей поручил роль Керенского. Режиссер очень профессионально отнесся к работе своего земляка и тепло принял его предложения и находки в трактовке образа, который предлагал Ступка. Богдан был счастлив от работы с великим мастером, ибо приобрел много поучительного. Он гордо вспоминал тот съемочный период, который оставил яркий след в его творчестве.

Нельзя оставить без внимания и его работу, которая принесла ему и дополнительный успех, и популярность: фильм «Огнем и мечом» Ежи Гофмана.

А сколько их было ролей. Так прикидывали: около ста в кино и столько же в театре, неповторимые образы в «Тевье-Тевель», «Король Лир», «Энеида», «Украденное счастье», «Тарас Бульба»... По праву Богдан Ступка был достойно награжден званиями «Народный артист», «Герой Украины», а премии и награды кинофестивалей, сколько их было!

Однако же хотелось бы остановиться на Богдане как человеке. Но напишу не потому, что он безвременно ушел от нас, а потому как я его знал, не понаслышке. Мы с ним были друзьями. В театре к нему относились трепетно и с уважением. Я бывал у него и когда Богдан был рядовым исполнителем, и уже худруком театра. Постоянно слышал «Наш Ступочка», «Ступочка», «Ступочка сказал», «Ступочка назначил». Это было такое уважительно-ласковое обращение. Мало кому известно, что Богдан был талантливейшим педагогом в институте им.Карпенко-Карого. Он давал возможность студентам проявить инициативу, находить самостоятельно решение в той или иной мизансцене. Я бывал у него на занятиях. Он никогда не повышал голос, был снисходительным и очень любил фантазии. Помню случай: он приехал в Одессу и поселился в гостинице, т.к. у меня были гости, я собирался на день рождение к своей монтажнице. Богдан в это время позвонил в дверь. «Вы куда-то собрались», – спрашивает он. А мы с женой оказались в подвешенном состоянии, и я рискнул. Спрашиваю: «Пойдешь с нами?». На что он не задумываясь ответил: «Пойду!» На своеобразный праздник собралась веселая компания. И я подумал, каково будет ему, ведь никого не знает и к нашему приятному удивлению и радости, даже восторгу, когда Богдан очень органично влился в компанию ему незнакомых людей. Он пел, шутил, танцевал. Создалось впечатление, что он неотъемлемая часть праздника, что он друг этой компании. У него не было ни комплекса, ни скованности. Он держал весь вечер на себе.

Однажды, придя к нему в театр, я заметил у него радостное настроение. Поговорили, решили все вопросы, а он приглашает меня к себе домой. Я, кстати, у него дома до того не был. Пришел к нему в квартиру, а там – дворец на Крещатике. Ему дали квартиру Коротича, который уехал главным редактором в Москву, в «Огонек». Богдан с таким блеском в глазах показывал мне все комнаты, а там их было несколько, теперь можно будет и гостей принять, и самим вольготно пожить.

Ступка-2Я бывал на его творческих вечерах, которые он часто организовывал. Это его неотъемлемая часть жизни. Ступка обладал от природы изумительной жизненной активностью и прочностью, поистине заводной силой. Он отлично совмещал работу в кинематографе, на театральной сцене с педагогической деятельностью.

Все творчество Ступки неотделимо от могучего течения всей украинской великой культуры. У Богдана не было проходящих ролей, как в театре, так и в кино они отличались искренностью и страстностью. Кого бы он ни играл, о ком бы ни рассказывал, в каждой роли воплощает свою личность, восприятие окружающего мира. Его труд включал в себя поиски и сомнения, муки и радости, стремление понять тех, кто рядом, и раскрыть лучшее в них для единственной нашей жизни. Таким он остается в наших душах и сердцах. 

Богдан Сильвестрович был женат, жена балерина Лариса, у них родился сын Остап, заслуженный артист Украины. А еще у них двое внуков – Дима и Богдан, правнучка Богдана.
И закончить хочется воспоминание словами великого народного артиста Сергея Бондарчука о великом народном артисте Богдане Ступке: «Это актер, чья творческая последовательность и самоотдача вызывают глубокое уважение».

Теги: Павло Ясінський, спогади про Ступку

Дивіться також:





Повернення до списку





Реєстрація
Забули пароль?
 
Увійти як користувач:
Увійти як користувач
Ви можете увійти на сайт, якщо ви зареєстровані на одному з цих сервісів:








Меблі

Ексклюзивні вироби з акрилового та кварцового каменю Staron®, Radianz®:
кухонні стільниці, барні стійки, рецепції;
сходи, підвіконня, басейни
Та багато інших елементів інтер’єру за вашими побажаннями
Діють індивідуальні знижки та на кварц - розпродаж!




Наша адреса: 
Україна,
м. Кам'янець-Подільський, 
вул.Соборна, 27.